Алгоритм решения конфликтных ситуаций — Е. Г. Учаев

Алгоритм решения конфликтных ситуаций

Конфликты существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих отношений. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же и, порой, приходят в столкновение друг с другом. Можно ли избежать конфликтов совсем? Мой однозначный ответ  — нет, намного  важнее научиться конструктивному поведения в конфликтных ситуациях.

В некоторых статьях даются общие рекомендации по тому, как избежать конфликтов в семье. Эти рекомендации могут выглядеть следующим образом: взаимное уважение личности друг друга, снисходительное отношение к ошибкам партнера, снижение напряжения,  избегание острых  тем, которые возникают в противодействии, терпение, понимание друг друга. Безусловно, рекомендации правильные, но насколько возможно эти рекомендации соблюдать в семейной жизни?  Но, если у нас даже получиться, то такие  отношения будут скорее мертвы, чем живы. Все — таки взаимодействие людей предполагает столкновение интересов.

В данной статье, я предлагаю  алгоритм, который позволит сделать любой конфликт более рациональным. В конфликте всегда ярко прослеживаются две составляющие:  противодействие участников и негативные эмоции по отношению друг к другу.   Поэтому на первом этапе необходимо снизить эмоциональное напряжение. Это уменьшит накал страстей и повысит логичность в конфликтном взаимодействии.

Как можно снизить эмоциональное напряжение в конфликте? Как только вы почувствовали возникновение негативных эмоций к собеседнику, попробуйте снизить свое эмоциональное напряжение. Для этого можно использовать навыки релаксации (дыхательные техники, нервно – мышечная релаксация, приемы концентрации внимания) и более простые способы:  посчитать до 10, подумать о чем — то хорошем, отжаться, покурить, можно пошутить это хороший способ разрядить обстановку. Спросите: «Откуда взять на это время?» – предложите вернуться к разрешению конфликта позже

Второе, что в ваших силах — не способствовать разжиганию негативных эмоций у вашего собеседника. Для этого старайтесь избегать таких деструктивных тактик, как игнорирование, принижение личности партнера, такие ярлыки,  как:  «всегда», «никогда», «постоянно». Если вы правильно все сделали то, это позволит вам войти в конфликт без сильных эмоций, с «включенной» рациональностью.

 Еще одно важное условие  — использование «Я высказываний» при общении с партнером. Это позволяет взять ответственность за свои эмоции на себя, не виня в этом других людей. Если эмоции ваши, вы можете эти эмоции и контролировать. Сравните: «Ты разозлил меня» или «Я зол на тебя». Где у вас больше возможности контролировать свои эмоции?

Следующий шаг направлен на то, чтобы дать возможность вашему оппоненту высказаться. Вы этим решаете две задачи: снижаете эмоциональное напряжение у вашего партнера, и это поможет вам встать на позицию другого человека, услышать его и понять, что ему необходимо. Иногда бывает, что люди за эмоциональным накалом не слышат друг друга и сразу не понимают, что в конфликте им нужны разные вещи.

После этого можно попытаться разобраться в конфликте и в спокойном состоянии его обсудить. Предлагая некоторые  способы решения конфликта, помните, что  они должны быть точными, исключать двусмысленность и быть понятными оппоненту. Сравните: «Я хочу, чтобы ты был хорошим мужем (женой)» или «Давай мыть посуду по очереди». Что будет более понятно оппоненту и будет выполнено?

Данный алгоритм подходит для решения любого конфликта.

Одним из хороших способов выстраивания гармоничных отношений является эффективная обратная связь для партнера. Такая связь имеет определенные правила и должна строиться определенным образом. О принципах эффективной обратной связи я напишу в своей следующей статье.