Особенности установления контакта с аутичным ребенком. — Пузарова Ю. А.

Важная роль в процессе оказания помощи ребенку с аутизмом отводится умению установления контакта с ним как со стороны родителей, так и со стороны специалистов. Положительное первое впечатление приводит к эффективному взаимодействию между родителем и ребенком с аутизмом, а отрицательное впечатление может привести к высокому сопротивлению ребенка. Таким образом, родители должны знать основные приемы и методы установления контакта с аутичным ребенком.

Прежде всего, необходимо отметить, что при всех исходных психических нарушениях таких детей, существуют проверенные на практике способы установления контакта с ними. Изначально семье необходимо найти условия, позволяющие ребенку  стать более выносливым, активным и гибким во взаимоотношениях. Несмотря на сложности работы с такими детьми, можно говорить о том, что им также как и здоровым детям, нужен эмоциональный контакт со взрослым человеком. Однако в связи с нарушенным развитием таких детей, родителям бывает трудно к ним приспособиться: согласовать удобный ритм, найти приятную дозу глазного, тактильного, голосового контакта, меру сенсорной стимуляции.[1]

Здесь родители ребенка должны максимально внимательно следить за его поведением, гибко реагировать на изменения в этом поведении, чтобы не стать причиной дискомфорта ребенка. Кроме того, эффективным способом является предоставление ребенку некоторой свободы действий. На первых этапах родители не должны устанавливать жесткие рамки в общении, руководить ребенком и активно направлять его внимание. Известно, что даже глубоко аутичные дети начинают приближаться к взрослому человеку, если тот первоначально не форсирует установление контакта и позволяет ребенку самому его дозировать, выбирать дистанцию. Необходимо найти зону комфорта такого ребенка и постараться поддерживать ее. Для того, чтобы привлечь к себе ребенка, нужно быть чутким к его реакциям, действовать в зависимости от ситуации, его желаний и настроения. Часто ребенок сам предлагает форму возможного взаимодействия. Нельзя забывать, что поведение ребенка может часто меняться. При этом важно сохранять спокойствие, не ругать ребенка, а понять, чего он хочет в конкретный момент и постараться помочь ему. В случае, если ребенок принял предложение, нужно постараться развить ситуацию. Если же возникла реакция отторжения, следует остановить игру. Однако нужно учитывать, что реакции детей-аутистов на одни и те же действия могут различаться.

Далее необходимо постепенно подключаться к тому, что делает сам ребенок. Стереотипная игра ребенка может стать основой построения взаимодействия с ним. Взрослому важно найти точку соприкосновения с ребенком. Необходимо вникнуть в структуру стереотипной игры: выделить цикл повторяющихся действий, выделить конкретные звукосочетания, слова и словосочетания в бормотании ребенка во время игры.[2] Ребенок становится внимательнее к взрослому, если тот следует за ним взглядом, прислушивается и воспроизводит звуки, на которые тот реагирует, повторяет его движения и действия. Таким образом, происходит так называемое эмоциональное заражение. Аутичный ребенок и родители создают общие переживания. Причем поспособствовать установлению контакта могут как самые простые невербальные действия, так и рассуждения с ребенком.

Подключение к играм ребенка следует делать тактично и ненавязчиво. Так, например, если родитель запомнил порядок действий ребенка, то он может подать ему необходимую деталь, что привлечет интерес ребенка к присутствию постороннего. Кроме того, во многих случаях нужно действовать неторопливо и терпеливо. Только после установления контакта родитель получает возможность корректировать поведение ребенка. Родители ребенка могут постепенно разнообразить, обогатить и направить действия ребенка. К сожалению, у родителей зачастую преобладает желание изменить ребенка, а не понять его. Неумение ребенка выразить свои потребности и желания во многих случаях является причиной того, что взрослые управляют ребенком исходя из собственных представлений о том, что ему необходимо. Гораздо более эффективный (и требующий значительно меньших затрат энергии) способ воспитания аутичного ребенка заключается не в создании «правильных» форм поведения, а в настойчивом и последовательном блокировании неэффективных. Так, если ребенок добивается какой-то цели неприемлемыми способами, то взрослый  должен показать ему, что выбранный ребенком способ действия не приводит к результату. Если блокировать неэффективные формы поведения, ребенок будет вынужден искать другие формы, часть из которых наверняка будет более конструктивной, — ее и следует поддерживать. Ребенок должен сам научиться искать и находить те формы поведения, которые не вызывают негативной обратной реакции, так как в реальном мире не всегда рядом с ним будет советчик, который будет говорить ему: «делай так».[3] Взрослый не может сразу изменить привычный уклад жизни ребенка и сделать его более «нормальным». Родители должны понять реальные возможности ребенка и ставить адекватные требования к нему. Зачастую ближайшее окружение ребенка испытывает негативные чувства из-за того, что ребенок не понимает простых, с точки зрения обыденного сознания,  вещей. Это происходит потому что родители оценивают действия ребенка согласно общепринятым меркам. Однако необходимо помнить, что ребенку, страдающему аутизмом, требуется больше времени на обработку информации, чем другим детям. В связи с этим иногда складывается ощущение, что ребенок не слышит нас и не понимает нас. Важно принимать во внимание то, что многие дети с аутизмом не могут разделять главные и второстепенные звуки. Такие дети одинаково воспринимают звук человеческого голоса и звук гудения машины. Родителям следует давать ребенку время на восприятие и переработку информации.  Можно сказать, что только посредством анализа особенностей ребенка можно добиться изменений в его психологическом и социальном развитии.

Очень часто ребенок ведет себя так, как будто он находиться совершенно один, не замечая вокруг окружающих детей и взрослых. Родители сталкиваются с трудностью получения обратной связи. Трудности взаимодействия с ребенком связаны с тем, что ребенок выражает свои мысли и желания в непонятной для окружающих словесной или визуальной форме.  В этом случае родителям необходимо относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за изменениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами, выявлять индивидуальный смысл в действиях ребенка. Иногда только по случайной фразе, по мимолетному движению можно догадаться о переживаниях, желаниях и страхах ребенка. Кроме того, родители для работы со своими детьми могут использовать индивидуальные игры, рекомендованные специалистами. Эффективными методами для взаимодействия родителей с аутичными ребенком может быть семейное чтение, совместное рисование, семейные ритуалы. Также родители не должны забывать о том, что ребенку необходим определенный распорядок дня, который способствует более успешной адаптации, формированию у него чувства безопасности. Чтобы помощь ребенку была более эффективной, желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали образовательное учреждение, в которое ходит ребенок.

Важную роль для развития ребенка с аутизмом играет общение со сверстниками и ближайшим окружением. Взаимодействие с окружающими требует от аутичного ребенка концентрации внимания, готовности принимать информацию и перерабатывать ее. Интеллектуальное развитие ребенка не всегда позволяет выделять причинно-следственные связи, понимать неоднозначность, двоякость ситуаций, вступать в диалог с обстоятельствами, совершать полностью целенаправленные действия. Все это ведет к трудности понимания происходящего. В связи с этим необходимо обогащать социальный опыт ребенка. Именно контакты с другими людьми помогают ребенку усваивать новую информацию и социальные нормы.

Успешность обучения и социальной адаптации ребенка во многом зависит от адекватной эмоциональной оценки достижений и неудач ребенка. Неправильные установки родителей, нахождение в ситуации постоянной негативной оценки затрудняют адаптацию ребенка с ограниченными возможностями. Доверительные отношения между ребенком и родителем позволяют выстроить конструктивное отношение ребенка к миру, помочь ему познать радости человеческого общения.  Таким образом, для облегчения положения ребенка с ограниченными возможностями необходимо постоянное повышение уровня педагогической компетенции родителей.

[su_spoiler title=»СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
» open=»no» style=»default» icon=»plus» anchor=»» class=»»]

[1] Никольская, О.С. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной среды: содержание подхода / О.С. Никольская // Дефектология. – 2014. –№ 4. –С.26.

[2] Янушко, Е.А. Начальный этап коррекционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта / Е.А. Янушко // Портал об аутизме [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.autism.ru/autism.asp (Дата обращения  10.03. 2015 г.).

[3] Карвасарская, И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми // Портал психологического центра Адалин [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/r_02_00/r_02_04e.shtml( Дата обращения: 15.09.16 г.)[/su_spoiler]