Скуратовский С. М. — О «группах смерти», социальных сетях, и подростковом суициде.

Речь пойдет о самоубийстве, оно же – суицид, самовыпиливание, сведение счетов с жизнью и т. д. Заранее прошу прощения за резкость слога – это скрытая агрессия к той информации, которой я нахватался, лазая по инету. Суть в том, что на просторах ВК нарастает, не побоюсь сказать, общественное движение, имеющее своей миссией пропаганду суицида среди подростков, граждан в самом расцвете сил, т. е., 12-17 лет. Общение ведется посредством хэштегов, скрытых и открытых групп, и заданий в стиле ARG (https://ru.wikipedia.org/wiki/Игра_в_альтернативной_реальности). Последним заданием, собственно, и является самовыпил.
В общем, включив свои аналитические способности, я покопался в этой тематике, и, всколыхнув тонны нелицеприятной информации, понял, что в интернете идет война, если не сказать, войнища. Сотни групп ВК суицидальной направленности подвергаются нападкам хейтеров, добролюбов, законников, верующих, и просто троллей, хэштеги выводят как на потенциальных суицидентов, так и на их противников, суицидальный депрессняк мешается с жизнеутверждающими пафосными лозунгами, репосты с заголовками «Ужас!», «Кошмар!», «Берегите своих детей!» рекламируют «группы смерти» ничуть не хуже, чем сами группы рекламируют себя. Пишется куча разных статей, снимаются новости, многочисленные обзорщики выпускают свои ролики, которые различаются разной степенью аргументированности, истеричности и пафоса.

Можно посмотреть здесь: https://rg.ru/2016/11/15/zhertvami-gruppy-smerti-vo-vkontakte-stali-ne-menee-20-podrostkov.html, здесь https://365info.kz/2016/05/gruppy-smerti-vkontakte-vzglyad-iznutri-strogo-18 , тут  https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18 , вот здесь http://www.livekuban.ru/news/obshchestvo/kak-vyglyadit-tipichnyy-uchastnik-grupp-smerti-vyyasnili-issledovateli-/, вот тут http://ura.ru/news/1052276119 , тут https://ria.ru/incidents/20170201/1486951334.html, и тут https://ria.ru/analytics/20160518/1435921048.html. И это только первая страница гугла, и более-менее официальные источники.

Фоном во всем этом – мягкое ощущение нереальности, желание увидеть в этом безумии просто масштабный фэйк, не думать о том, что вся эта лютая дичь может твориться на самом деле.

Ладно, ороговевший от всего этого юзер – засыпай, психолог – просыпайся.

Пункт первый. Как всегда, критика власти.

Отношение к проблеме подростковых суицидов на уровне гос. структур похоже на отношение родителей к проблеме подросткового онанизма – пока подросток не делает это «на людях», деликатно не замечать. Если в плане отношения к онанизму такая стратегия оправдана, то по отношению к суициду – губительна. Почему так происходит? Да потому, что в правительстве сидят такие же люди, для которых суицид, тем более детский – большое жирное табу! Но что-то же надо делать, поэтому из «верхнего» интернета убираются тексты, видео подобной тематики, убираются неаккуратно, неразборчиво (включая совершенно не имеющие отношения к теме вещи), спустя рукава и с ноткой пренебрежительной брезгливости, как ленивая хозяйка заметает мусор под шкаф, чтоб не видно было. В итоге, такая политика приводит к тому, что мусор, продолжая нашу метафору, начинает маскироваться под предметы интерьера: достаточно написать в шапке группы что-нибудь, типа «мы не пропагандируем суицид, мы добрые и пушистые», и все, формальная «уборка» тебя не коснется.

Пункт второй. Технологии влияния и немного ненависти.

В ширпотребной, «популярной» психологии тема воздействия, манипуляций, механизмов управления сознанием педалируется уже не первый и не десятый год. Но сейчас, когда в СМИ прошла информация про сирийскую вербовку, про «психологические методы воздействия», эта тема забурлила с новой силой, поднимая на поверхности пузыри ненависти к психологам, мол, они это все придумали. Да, именно психологи, которые с тех пор, как возникла психология, кричат во всех статьях, что надо обращать внимание на происходящее с вашим ребенком, виноваты в том, что родители предпочитают общаться на тему своих и детских душевных проблем с парикмахерами, маникюрщицами, соседями, стоматологами, экстрасенсами, да с кем угодно, только не со специалистами, которые этому обучались! Психологи виноваты в том, что ни один управленец и чиновник (за крайне редким исключением) не может хотя бы приблизительно сказать, зачем нужен психолог в штатном расписании любого детского учреждения, какие функции он там выполняет и зачем получает деньги! Психологи виноваты в том, что каждый первый готов потратить деньги на бар, бильярд, кино, вино-водочные, шопинг, антидепрессанты, на любой другой способ ухода от проблем и не готов платить деньги за визит к какому-то «мозгоправу», который будет «мне что-то втирать и точить лясы пустопорожние», несмотря на то, что те же самые «лясы» склоняют ваших детей прыгать под поезд.

Все, минутка ненависти закончена, далее по содержанию.

В НЛП и еще где-то есть понятие «раппорт». Грубо говоря, это контакт, возникающий между тем, кто управляет и тем, кем управляют. От тесноты и плотности этого контакта зависит качество выполнения приказов и их сложность. Контакт достигается разными способами: от зрительного слежения за ритмически движущимся объектом до приятной дружеской обстановки и разговора «по душам». Цель контакта – склонить к выполнению какого-либо действия. Понятно, что в процессе беседы манипулятор обращает внимание на огромное количество разнообразных нюансов и деталей, продиктованных закономерностями функционирования психики и учебниками по манипулированию.

Цитата (источник не распространяется):
«Рекомендации для снятия напряженности и обретения доверия:

1) иметь соответствующий внешний вид и выражение лица;

2) обращаться к собеседнику по имени, несколько наклоняясь к нему в разговоре;

3) сказать комплимент о репутации, деловых способностях объекта, и т.п.;

4) высказать какую-либо шутку (анекдот), заставляющую собеседника искренне рассмеяться;

5) во время разговора периодически касаться объекта (руки, плеча…).

Для усиления интереса к беседе можно задавать любые вопросы, на которые собеседнику будет приятно отвечать.

Правила общения:

1) ваши слова должны быть обращены не только к разуму, но и к эмоциям объекта;

2) вашу аргументацию подавать, исходя из психотипа объекта и уровня его мышления;

3) чувствовать внутреннее состояние объекта;

4) напрямую не предлагать того, что вызовет протест в психике объекта;…»

Теми же методами пользуются и сектанты, и спецслужбы (хотя, откуда я знаю, чем они там пользуются), разница лишь в специфике целей, терминологии и глубине воздействия.

Пункт третий. Почему подростки и студенты?

Да потому, что лучших вариантов не подобрать. Возраст от 12 до 20 пропитан познанием себя и мира, все вокруг кажется одновременно сверхшатким и сверхпрочным, абсолютно понятным и абсолютно непонятным. Человек болтается от одного абсолюта к другому, как маятник, отрицая, принимая, снова отрицая, убегая от депрессии к воодушевлению и наоборот. Что нужно в этот момент? Опора, знание, уверенность в чем-то большем, чем ты. Идеальная жертва, мясо, готовое пойти куда скажут и сделать, что велено, не потому, что «глупый и несмышленый», а потому, что ищет себя и копает вглубь. Технология достаточно проста: найти общие точки, выйти на эмоции, присоединиться к переживанию, подставить плечо, и человек будет тебе доверять. А потом можно спокойно пихать в него свои идеи. С подростком лучше начать разговор с него самого, его личности, уникальности, со студентом лучше начинать от абстрактного и философского. И это прокатит. Почему? Потому, что психологи так придумали? Или потому, что личность так развивается?

Пункт четвертый. Что с этим делать?

Можно составить рекомендации отдельно для подростков, родителей и правительства, но кому они сдались, кто будет их слушать?

На школе приемных родителей я говорю, что главная профилактика от всякой бяки в интернете – это доверие. Доверие детей к родителям, доверие родителей к детям. Как проверить, есть ли оно? Попросите ребенка показать свои группы, свои диалоги в ВК: если покажет, значит, есть. Только предварительно объясните ему, что вы это делаете, не для того, чтобы уличить, а для того, чтобы уберечь. А для этого подросток должен быть готов и к вашим объяснениям, и к вашей заботе. А для этого ваша забота должна уметь быть не травматичной для ребенка… И так далее, цепочка условий не заканчивается.

Подросткам и студентам. Творчество спасает от всего: от тупых нравоучений, от ошалевшего депрессняка, от бессмысленного бреда. Картины и стихи выглядят красивее и осмысленнее, чем кровища на асфальте. И да, неужто хочется, чтобы какое-нибудь чмо манипулировало вами и вашими поступками?